Главная
 
Паломничество
 
Святыни
  Галерея
  Ссылки
  Гостевая книга





 
 


Богородично-Успенский мужской монастырь в городе Тихвине

На Пречистенском погосте Обонежской пятины Великого Новгорода по указу Ивана IV в 1560 году был основан мужской монастырь, получивший название Богородично-Успенский.
Происхождение монастыря, как, собственно, и самого города Тихвина, напрямую связано с явлением православному народу чудотворного образа Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Эта икона, названная впоследствии Тихвинской, по преданию написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой и является современной самой Богородице.
В «Сказании о явлениях и чудесах иконы Тихвинской Богоматери» говорится о том, что икона исчезла из Константинополя и, несомая по воздуху, явилась в сиянии сперва рыбакам над водами Ладожского озера неподалёку от Валаамских островов, а затем, 26 июня (9 июля) 1383 года над берегом реки Тихвинки. По преданию она также приземлялась на горе Смолковой, у реки Ояти, где построили Успенскую часовню, затем в селении Вымоченицы на Ояти (построена часовня) и на Куковой горе в 21 версте от Тихвина, где в течение часа икона висела в воздухе. Когда же она появилась на берегу Тихвинки, туда пришли священники со множеством народа, чтобы отслужить молебен перед святыней. И она, внемля молитве, сошла на руки молящихся. Сразу же приступили к строительству храма, сделав три венца в первый же день. Но следующим утром это место оказалось пусто. Икону нашли на другом берегу реки. Она стояла на восточной стене начатого, но перенесённого за реку сруба рядом с бревнами, приготовленными для строительства. Говорят, что даже все до единой щепки оказались на другом берегу. И тогда на этом новом месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания иконы, был поставлен деревянный храм и освящен во имя Ее успения.
При храме возникло селение. Так на месте, где до явления чудотворного образа расстилались лишь пустынные лесные и болотистые земли, которые новгородские летописцы называли «страною тифинскою», появился Пречистенский погост, давший начало и монастырю, и городу Тихвину.
Простояв 7 лет, первая церковь сгорела. Отстраиваемая вновь, она горела еще два раза – в 1395 и 1500 гг., пока Великий князь Василий III не повелел поставить здесь каменную церковь. И вот в период с 1507 по 1515 год был выстроен каменный Успенский собор, до наших дней остающийся композиционным центром г. Тихвина. Прообразом для храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В летописных источниках говорится, что собор был построен московским (итальянского происхождения) мастером Фрязиным и новгородским строителем Димитрием Сырковым.
Слава о чудесах Тихвинской иконы Божией Матери, распространившаяся далеко за пределы Обонежской пятины, сделала чудотворный образ святыней всей земли русской. Великий князь Василий Иоаннович посетил новый храм в 1526 году и молился Тихвинской иконе «о здравии и о спасении, и чтобы Господь плод чрева даровал». В 1547 году перед Казанским походом в Тихвин приезжал Великий князь Иван Васильевич. Его поклонение чудотворной иконе, что родом была из Константинополя, происходило незадолго до венчания Великого князя на царство – церемонии, уподобившей его византийскому императору. Поэтому его паломничество воспринималось как Небесное благословение предстоящего события.
И вот в 1560 году по указу Ивана IV (уже титулованного царя) и по благословению Святого митрополита Макария был основан Успенский мужской монастырь. Для его устройства из Москвы был послан архиепископ Пимен. Вместе с ним из Новгорода прибыли настоятели некоторых великих обителей и, кроме того, опытные в духовной жизни старцы – для установления чина и обычаев монастырских. В день Сретенья Господня архиепископ Пимен отслужил всенощную в Успенском соборе, а на следующий день, после молебна, он обошел с чудотворной иконой предполагаемую территорию монастыря, освятив место будущей обители. Там, где надлежало быть трапезной с церковью Рождества Богородицы, установили крест, после чего в Успенском соборе была отслужена Божественная литургия. В монастыре был установлен общежитский устав, а игуменом назначен старец Кирилл.
Строительством монастырского ансамбля занялся Федор Димитриевич Сырков, сын Димитрия Сыркова. Первым делом он перенес крестьянские дома, находившиеся рядом с собором, в сторону деревеньки Киселево, устроив там посад и торговой площадью. Территорию под строительство осушили и выровняли. Затем были возведены деревянная трапезная с церковью Рождества Богородицы, колокольня, 42 келии для братии, богадельня, просфорня, хлебопекарня и кухня.
Следом за этим, как бы предчувствуя, что обители предстоит стать крепостью, Федор Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатыми стенами. Для этого он использовал природные условия – берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьем на западе. Сами стены, которыми обнесли монастырь, мимели шатровые башни и укреплялись по всем правилам фортификационного искусства земляной насыпью. Кроме того, монастырь был окружен рвом.
Особое место занимает Тихвинский Успенский монастырь того времени в жизни Мартирия Зеленецкого – основателя Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. В житии Мартирия написано, что видение им огненного столпа с иконой Богородицы было предзнаменованием скорого основания Тихвинской обители. Будучи в Смоленске во время поклонения местным святыням, Мартирий вспоминает об этом видении и спешит в недавно основанный Успенский монастырь в надежде на то, что именно там ему будет указано место для отшельничества. И на Зеленый остров Мартирий уходит, получив благословение игумена монастыря. Было это где-то между 1565 и 1570 гг. (Подробнее о Мартирии Зеленецком можно прочесть в главе, посвященной Свято-Троицкому Зеленецкому мужскому монастырю.)
В конце XVI века некоторые строения монастыря были заменены на каменные. Перестройка началась с одного из наиболее важных зданий – трапезной, и вместо деревянной постройки Ф.Д. Сыркова была в 1581 году возведена каменная, с примыкающей к ней церковью. Просторная трапезная со сводами, возвышающимися над палатой-залом, служили местом сборов монастырских и посадских людей Тихвина.
В 1593 году был выстроен каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом во имя Феодора Стратилата (небесного покровителя царя Феодора Иоанновича).
В 1600 году, в правление царя Бориса Годунова, вместо старой деревянной была построена пятишатровая кирпичная звонница, имевшая, кроме пяти «гнезд» для колоколов, еще и многочисленные помещения для монастырских нужд. Звонница повторяла своими формами звонницу Софийского собора в Великом Новгороде, построенную в 1453 году.

История Тихвинской обители во все времена была тесно связана с историей нашего Отечества. В Смутное время, когда северо-западные области России опустошались шведами под предводительством Якоба Делагарди, а Великий Новгород пал после открытия городских ворот неким изменником, Успенский монастырь стал одним из немногих оплотов сопротивления интервенции. С 1611 года обитель героически выдерживала осады шведских войск. А когда в конце мая 1613 года Якоб Делагарди привел к Тихвину свои основные полки и приказал сравнять монастырь с землёй, на защиту обители, возложив единственную надежду на заступничество Пречистой, встали все. Монахи и ратники бились на стенах, а старые иноки неустанно молились с народом в храме перед чудотворным образом. И Царица Небесная не оставила милостью своею осажденных, поражая страхом врагов, которым мерещились со всех сторон наступавшие на них бесчисленные русские войска. Так продолжалось до 24 мая, пока на помощь тихвинцам не пришли московские отряды Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова. В итоге упорной борьбы 15 сентября была достигнута победа, после которой Тихвин стал центром освобождения всей новгородской земли.
Долгая война разрушила и опустошила некогда процветавшие обитель и посад. Монастырь смог восстановиться в прежнем величии лишь к середине XVII столетия. Столь долгий период восстановления был обусловлен еще и сильным пожаром, случившимся 29 июня 1623 года. Во время этого пожара сгорели почти все деревянные строения, а от взрыва каменной звонницы, где хранились военные припасы и пороховая казна, получили повреждения стены и купола Успенского собора.
После того как монастырь смог восстановить свое экономическое положение, здесь начинается расцвет искусств и ремесел. Ведется большое строительство, развивается иконописание, ювелирное дело, книгописание, собирается библиотека. В Успенском соборе проводятся большие живописные работы. До наших дней сохранились росписи, выполненные Иродионом Сергиевым, Петром Фалилеевым, Иваном Шемушским и другими. А Иродионом Сергиевым – одним из самых выдающихся местных иконописцев – кроме того было исполнено лицевое сказание о явлении чудотворного образа и тихвинской осаде, в котором прославлялась икона Тихвинской Божией Матери, а также подчеркивались заслуги монастыря в борьбе против иноземных захватчиков. Тихвинские иконописцы стали так широко известны, что их стали приглашать для работы в Москву, в Великий Новгород, во многие монастыри (например, в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь).
В 1669 году начались работы по замене деревянных укреплений каменными и продолжались вплоть до 1699 года. В этот период формируется каменный ансамбль монастыря, составляющий основу современного комплекса.
Почти одновременно с каменными стенами в 1668 году строятся Казенные кельи, представляющие собой кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей. Они возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 году тем же Агапитовым производится надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 году, они перестраиваются под архиерейские кельи.

В 1669 году на средства московского дьяка Богдана Силина строится воротная каменная башня «Введенские ворота». Более века спустя, в 1791 году, в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение этой иконы расположено на западном фасаде башни. Раньше к нему вела открытая деревянная лестница-крылечко. В 1860-1865 гг. по проекту архитектора Н.Л. Бенуа она была заменена каменной часовней «Крылечко».
В жизни Тихвина Богородичная обитель всегда имела большое значение, особенно в делах благотворительности и просвещения, не зря ее называли «Богородичной Лаврой». В начале XVIII века при Успенском монастыре открылась богадельня для бедных и увечных людей. Она просуществовала вплоть до закрытия Тихвинского монастыря. В тот же период при обители была открыта первая в городе школа, где преподавали Закон Божий, Церковный Устав, славяно-русский и греческий языки, риторику и пиитику. Школа эта неоднократно преобразовывалась, пока в 1803 году по прощению архимандрита Герасима Князева не открылось Духовное училище.
В 1812 году монастырь благословил уходившее на войну Тихвинское ополчение уменьшенным списком с чудотворной иконы. Эта икона получила название Ополченной и стала почитаться как святыня. Впоследствии, спустя четыре десятилетия, она находилась в Севастополе во время его обороны.
В XIX столетии тихвинские иеромонахи окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла. 28 и 29 июля 1855 года, в то время как неприятельский флот бомбардировал крепость (Свеаборг), отец Кирилл служил молебны на палубе корабля «Иезеркиль» под сильным огнем противника, своим примером воодушевляя матросов.
До революции 1917 года монастырь участвовал во многих благотворительных фондах, которые оказывали поддержку раненым и семьям погибших в многочисленных военных компаниях. В 1852 году обитель была возведена в число первоклассных.
До закрытия монастыря не иссякал поток паломников к образу Тихвинской Божией Матери, прославленной многими чудотворениями. Обитель отличалась обилием храмов, в главном из которых – Успенском соборе, кроме чудотворной иконы, были очень древние иконы Святителя Николая и Нерукотворного Спаса. Праздненства в честь икон проходили в Неделю православия, во вторник Светлой недели, 26 июня/9 июля, 15/28 сентября и 1/14 февраля. Во все эти дни были крестные ходы. А всего их в течение года было 22. В четверг Страстной недели совершался торжественный обряд омовения чудотворной иконы.
В первые годы советской власти обитель была вынуждена подчиниться новым хозяевам. С 1919 года стали проводиться акции по национализации монастырских ценностей, а в середине 20-х годов монастырь и вовсе был закрыт. В конце 20-х годов в нем были размещены воинский гарнизон и военный госпиталь. Таким образом, то, что в свое время не удалось сделать армии Якоба Делагарди, с успехом было сделано Красной Армией – монастырь был «взят». А в 1936 году был закрыт и главный храм монастыря – Успенский собор.
Полностью уничтожено было монастырское кладбище, расположенное вокруг собора и в папертях храма. Там, кроме иноков и настоятелей монастыря, были похоронены многие известные люди, например принц Иоанн Антонович Ульрих, имевший в XVIII веке пусть небольшую, но все же возможность стать российским императором. Будучи внуком царя Иоанна Алексеевича и сыном Анны Леопольдовны, ненадолго взошедшей на престол в 1740 году, он имел на это право. Но в октябре 1741 года властвовать стала дочь Петра I Елизавета, и семья Ульрихов была арестована. А Екатерина II, опасаясь заговора в его пользу, и вовсе заточила Иоанна Антоновича в Шлиссельбургскую крепость. В 1764 году два поручика Мирович и Ушаков, выступая во главе взбунтовавшихся солдат, хотели возвести принца на престол. Караул, охранявший Иоанна Антоновича, отбил первый приступ, но потом, не в силах больше обороняться, убил узника. Его тело было захоронено в Шлиссельбургской крепости, но привлекало к себе множество почитателей. Поэтому его перевезли в Тихвинский монастырь, где и похоронили в паперти Успенского собора. Там же похоронен и настоятель Тихвинского монастыря с 1851 по 1855 г. архимандрит Петр.
Кроме того, на территории монастыря были похоронены князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, русский историк Я.И. Бередников, исследователь тихвинской старины И.П. Мордвинов.
Многие здания монастыря не избежали разрушений. Правда, обители повезло больше, чем другим монастырям России,– она не была разрушена полностью, а в 60-е годы XX века даже началась реставрация, в ходе которой многие здания были восстановлены. В 70-х годах в монастырские постройки вселился историко-краеведческий музей.
В октябре 1944 года тихвинцы зарегистрировали религиозную общину и получили в «бесплатное пользование» монастырскую часовню «Крылечко» с надвратной башней. В башне вновь освятили престол Тихвинской Божией Матери, и этот храм вплоть до 1989 года был единственным действующим храмом на весь город и район. В 1989 году для чудотворной настенной иконы в «Крылечке» была сделана резная золоченая рама.
Летом 1995 года было принято решение о возобновлении монастыря. В конце 1996 года в Санкт-Петербурге был основан фонд Тихвинской Божией Матери, ставящий целью возвращение иконы в Россию. Вице-президентом фонда стал епископ Тихвинский Константин.
Икона была вывезена из обители в декабре 1941 года. Немецкие солдаты обнаружили чудотворный образ в заброшенном монастырском соборе и отправили его во Псков. Однако православное духовенство добилось возвращения святыни верующим, и в марте 1942 года крестным ходом она была перенесена в Псковский Троицкий собор. Там икона пребывала почти два года, а при приближении фронта ко Пскову была эвакуирована в Ригу. В 1949 году беженец из Риги – православный архиерей Иоанн (Гарклава), латыш по национальности, вывез ее в Германию, а затем в США, в город Чикаго, штат Иллинойс. В Троицком соборе г. Чикаго икона находится до сих пор в доверительном управлении духовного сына Владыки отца Сергия (Гарклавы). Умирая, епископ Иоанн оставил завещание, согласно которому возвращение иконы возможно только при условии полного возрождения монастыря. Возможно, это время уже настало…
26 июня/9 июля 1997 года состоялась первая митрополичья служба в монастырском соборе.

Адрес: г.Тихвин, Тихвинская ул., д.1.
Тел.:(267)11-669.

Богослужебные дни: ежедневно.

Расписание богослужений: литургия в будни в 6 ч., в пятницу, субботу и воскресенье в 10 ч.; вечернее богослужение в будни в 18 ч., в пятницу, субботу и воскресенье в 17 ч.; исповедь во время вечернего богослужения, а также в будни в 5 ч. 30 мин., в пятницу, субботу и воскресенье в 9 ч. 30 мин.; акафист с молебном Божией Матери пред Ее иконой «Тихвинская» ежедневно в 7 ч.

Настоятель – игумен Евфимий (Шашорин).

Престольные праздники:

26 июня/9 июля – явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

Монастырь имеет Свято-Троицкий приписной женский скит в селе Сенно с храмами во имя Пресвятой Троицы и святых Флора и Лавра. Адрес: село Сенно Бокситогорского района, ст. сестра – матушка Тавифа.

2002 Лавренец Никита.

Поддержка сайта,
идеи и их исполнение:
Румянцева Алиса

Hosted by uCoz